УЧЕНИЕ ДЗОГЧЕН
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Учение Дзогчен — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла Учения означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом. Само значение тибетского слова Дзогчен — «Великое Совершенство» — подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность.»
Чогьял Намкай Норбу. «Дзогчен — состояние самосовершенства»
Знание Дзогчен восходит к древнейшим временам, но в нашу эпоху его впервые передал Гараб Дордже спустя несколько столетий после появления Будды Шакьямуни. Метод вхождения в знание Дзогчен и обнаружения нашего истинного состояния называется «учение Дзогчен». Учение Дзогчен передавалось из века в век: учителя применяли этот метод и учили ему своих последователей, продолжая линию передачи непрерывно вплоть до наших дней.
Передача знания от учителя к ученику может быть устной, символической или прямой. Особенность учения Дзогчен — это прямая передача или «прямое ознакомление», в котором учитель и ученик посредством разных переживаний, связанных с телом, речью или умом, находятся в один и тот же миг в изначальном состоянии. Таким образом, благодаря силе передачи, ученик может обнаружить собственное истинное состояние.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В Тибете Дзогчен существовал и существует до сих пор в буддийской традиции, а также в традиции Бон, аборигенной добуддийской религии. В буддийской традиции историки приписывают истоки Дзогчен двенадцати изначальным учителям, жившим в древние времена, когда Дзогчен, дошедший до наших дней в тибетском буддизме, был впервые изложен более двух тысяч лет назад учителем Гарабом Дордже.
Гараб Дордже родился в стране Уддияна, древнем царстве, иногда идентифицируемым с долиной Сват в Пакистане. В VIII веке н.э. Дзогчен, переданный Гарабом Дордже, был принесен в Тибет великими учителями, такими как Вайрочана, Вималамитра и Падмасамбхава. В этот период первого распространения буддизма в Тибете и массовых переводов буддийских писаний с санскрита на тибетский, в большом количестве были также переведены с языка Уддияны и тексты Дзогчен.
Традиция Бон, в свою очередь, возводит учения Дзогчен к великому учителю Шенрабу Мивоче, который передал это знание как часть традиции, широко распространенной в древнем Шанг-Шунге, находившемся на территории нынешнего Западного Тибета.
В наше время Дзогчен, главным образом передающийся в линии тибетского буддизма Ньингмапа и традиции Бон, но также известный и практикуемый и в других школах, начал распространяться на Западе благодаря тибетским учителям, которые, покинув свою родную страну, неустанно учат в Европе, Америке и Австралии.