Чогьял Намкай Норбу (8.12.1938 — 27.09.2018), один из выдающихся мастеров Дзогчен нашего времени, родился в деревне Геуг, в районе Дерге, в Восточном Тибете.
Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.
В возрасте двух лет Паюл Карма Янгсид и Шечен Рабджам распознали в нём перерождение учителя Дзогчен Адзома Другпы.
Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче — Джамьянга Кенце Вангпо ( 1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче.
Оба знаменитых Учителя были лидерами Римэ — внесектарного движения в Восточном Тибете в девятнадцатом веке.
Адзом Другпа получал передачу наставлений от своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по Ца-лунг.
Затем Адзом Другпа стал тертоном — открывателем скрытых Учений Терма, имея видения и указания от самого Всеведущего Джигме Лингпы. В то время ему было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.
Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651гг.).
Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью — Пэма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами — светскими и духовными правителями Бутана.
В ранние годы Чогьял Намкай Норбу получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца), он обучался в монастыре Дерге Гончен, а в возрасте девяти лет поступил в колледж традиции Сакья, где в течение многих лет изучал буддистскую философию под руководством Кьенраба Чокьи Восера.
Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары, изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также «Забмо Дандон» Кармапы Ранджунга Дорже.
Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг.
В 1951 году, когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и принять от нее посвящение.
Эта женщина — Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании.
Намкай Норбу Ринпоче принял от Аю Кхадро, в частности, передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума, такие как практика Львиноголовой Дакини — Симхамукхи.
Он получил множество передач и учений Ваджраяны и Дзогчен от важных учителей, включая своего дядю по отцовской линии Тогдена Ургьена Тензина (который достиг реализации радужного тела), дядю по материнской линии Кьенце Ринпоче Чокьи Вангчуга, Друбванга Ринпоче Кунга Палдена, Негьяба Чогтрула Ринпоче, Другсе Гьюрме Дордже и Джамьянга Кьенце Вангпо.
В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае Ринпоче встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы, Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.
Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге.
Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) — знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен — Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачом и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих — йогов и йогинь.
От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял также от сына своего коренного Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.
После этого Намкай Норбу Ринпоче отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Будучи вынужденным спасаться в Центральном Тибете, Ринпоче добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. Намкай Норбу Ринпоче работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента Развития Сиккима.
Проведя несколько лет в Сиккиме и работая в качестве автора и главного редактора тибетских учебников в Департаменте развития местной администрации, в 1959 году, в возрасте двадцати двух лет, Ринпоче принял приглашение сотрудничать с известным тибетологом Джузеппе Туччи, одним из основателей Итальянского института Ближнего и Дальнего Востока в Риме.
В 1962 году он принял назначение в Восточном университете Неаполя, где обучал тибетскому языку и литературе до 1992 года.
Приехав в Италию, Чогьял Намкай Норбу, в основном, сосредоточился на исследовании древней истории Тибета, подробно изучая самобытную традицию Бон.
Его книги, которые включают в себя работы по учению Дзогчен, истории, медицине, астрологии, традиции Бон и народной культуре, свидетельствуют о его глубоком знании тибетской культуры и стремлении сохранить древнее культурное наследие. Эти книги были с уважением и интересом встречены как учёными, так и обычными читателями по всему миру.
В 1983 году Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.
С середины семидесятых Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких учеников из Италии. Растущий интерес к этим учениям еще больше убедил его посвятить себя этой деятельности.
Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен-общину в Арчидоссо в Тоскане, позже основав и другие центры в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии. В то время о Дзогчен на Западе почти ничего не знали, и Ринпоче был первым, кто передал это учение западным ученикам в доступной манере и в соответствии с обстоятельствами современного общества.
Поскольку интерес к учению Ринпоче возрастал, он посвятил себя распространению учения Дзогчен и созданию гаров, центров Дзогчен-общины, по всему миру: в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии.
В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основывает A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии), неправительственную организацию, задачей которой стало удовлетворение потребностей тибетского населения в образовании и медицине.
В 1989 году Чогьял Намкай Норбу основывает Институт Шанг Шунг, который ставит своей целью сохранение тибетской культуры, способствуя развитию знания о ней и её распространению.
Более 30 лет Чогьял Намкай Норбу передавал учение Дзогчен, позволяющее постичь природу ума и раскрыть истинный потенциал индивида (Дзогчен означает «великое совершенство» — этот термин относится к нашей собственной изначальной природе).
Помимо своих духовных учений, Чогьял Намкай Норбу усердно занимался улучшением условий жизни тибетцев и сохранением многотысячелетней культуры своей страны.
Великолепная тибетская культура берет свое начало 4000 лет назад в Шанг-Шунге, первом царстве на территории Тибета. Знание в ней традиционно разделяется на пять основных областей: искусство, ремесло, лингвистика и поэзия, медицина и так называемое «внутреннее знание», относящееся к пониманию относительного и абсолютного состояния индивидуума.
Чогьял Намкай Норбу — одна из наиболее выдающихся личностей тибетской культуры. Настоящий глубокий знаток традиций и знания своей страны, он посвятил многие годы жизни исследованию и обнародованию своих знаний, ставя целью сохранение культурной идентичности своего народа. Он искренне посвятил себя тому, чтобы сохранить обширное культурное тибетское наследие, дабы передать его новым поколениям и западному миру.
В статье использована информация из 2-го издания книги Намкая Норбу Ринпоче «Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета».
Все фотографии взяты с просторов интернета. К сожалению, установить копирайты не так просто. Если вы хотите указать свое авторство, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Большая статья о жизни и трудах Намкая Норбу Ринпоче в «Зеркале»